Петрищева Любовь Александровна

Выступление. "Эврестичское обучение детей раннего возраста".

Эврестичское обучение детей раннего возраста

Петрищева Любовь Александровна

воспитатель МБДОУ № 23 г. Зеленогорск

e-mail: luba.pet.1979@mail.ru

конт. телефон: +79832014991

 

На сегодняшний день актуальным является вопрос раннего развития детей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования одним из ориентиров, является любознательность.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в раннем возрасте является игра.

Все дети учатся во время игры. Во всяком случае, мы, взрослые, называем ту деятельность, с помощью которой дети изучают и завоевывают мир, игрой. На самом деле то, что делают дети, больше, чем игра. Они занимаются серьезной деятельностью, которая служит одной цели – учиться. Игра – это наиважнейшая форма обучения детей. Это активное исследование неизвестного и интенсивное испытание обретенных в процессе игры навыков и знаний.

Игры детей не являются пустым времяпровождением или поводом для получения радости. Это в высшей степени ценная деятельность, которая становиться способом познания и обучения.

Обучение происходит следующим образом:

  1. В обращении с предметами дети убеждаются на опыте в особенностях их применения и пользе.
  2. Дети осознают базовые естественно-научные законы.
  3. В то время, когда дети упорядочивают и разделяют на категории предметы, они создают базу для логического мышления.
  4. Пробуя и повторяя многошаговые игровые действия, дети получают понимание о причинно-следственных связях, знания эти будут применяться ими в дальнейшем.
  5. В игре ребенок испытывает психоэмоциональные переживания, развивает свою социальную компетентность.
  6. Развиваются и тренируются двигательные способности, и одновременно развивается сфера чувств.

При использовании методик раннего развития детей является исключение оценочных суждений со стороны педагога или родителей, если это самостоятельные занятия. Высказывания типа «верно», «правильно», «абсолютно точно» служат в качестве некоторого тормоза, так как ребенок считает, что после таких суждений далее думать нет смысла. Другой важный момент – исключение замечаний ребенку, не стоит «читать» ему мораль или нравоучения.

Это развивающее обучение, а значит, мы хотим добиться больших эффектов. Здесь намного ценнее, если новый материал будет изучен через систему заданий, приемов сравнения, открытий.

Эврестичское обучение   направлено на:

  1. получение новых знаний, их усвоение
  2. овладение необходимыми умениями и навыками
  3. появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Именно пройдя самостоятельный путь познания, ребенок как нельзя лучше запомнит, как он искал ответ на вопрос, как пытался решить проблему.

«Эвристика» заключается именно в том, что в наше сегодняшнее быстроменяющееся время необходимо готовить маленького человека самостоятельно мыслить и добывать знания.

Главные принципы эврестичского обучения  – это:

  1. Не давать знания в «разжеванном виде».
  2. Выслушивать ответы всех желающих,
  3. Не спешить ободрять или порицать.

Важным является рефлексивный момент, когда ребенок сам оценивает свою деятельность по изучению нового, а в случае неудачи исправляет свои ошибки. А метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным. Приобретенные знания и умения использовать в дальнейшем.

И последнее, на что мы хотели бы обратить ваше внимание, – это психологическое состояние ребенка, а особенно его настроение. Не забывайте, что занятия, на которых ребенок смеется и получает положительные эмоции, намного эффективнее и более продуктивные.

 

 

Оставить комментарий: